Исследовательская компания «NOKs fishes» и деловой еженедельник «Власть денег» подвели итоги совместного открытого исследования репутации банков «Goodwill-фактор» за 2 кв. 2012 года.
Опрос экспертной группы исследования (инвестиционных и фондовых аналитиков) показал, что абсолютное большинство крупнейших и крупных банков, работающих в Украине, демонстрируют падение репутационного рейтинга по итогу 2 кв. 2012 года. Такой результат свидетельствует о нарастающей обеспокоенности у инвестиционных аналитиков перспективами функционирования отечественной банковской системы на фоне экономической ситуации в Украине и за рубежом.
Как отметил Андрей Приходько, аналитик инвестиционной группы Альтера Финанс (инвестиционный консультант исследования «Goodwill-фактор»), в течение всего 2012 г. в условиях неутешительной экономической ситуации в Украине и за ее пределами банки сворачивали кредитование, но продолжали привлекать депозиты. Такая стратегия банков уже спровацировала небольшой разрыв в обеспеченности банковских вкладов. «Если и дальше наращивать депозитную базу без параллельного увеличения кредитования, — акцентирует внимание аналитик на рисках банковской системы, — призрак финансовой пирамиды будет не за горами».
Лидером репутационного рейтинга среди банков с евразийскими акционерами стал Сбербанк России, который поднялся с третьего места кварталом ранее. Банк впервые показал такой результат не только в своей группе, но и среди финансовых учреждений, контролируемых западными и украинскими акционерами. Первую строчку рейтинга банку обеспечили высокие оценки экспертов по репутационным блокам «Продукт» и «Бизнес». На втором месте в группе банков с евразийскими акционерами ВТБ Банк, замыкает тройку лидеров Альфа Банк. Положительную динамику рейтинга по сравнению с предыдущим кварталом в данной группе продемонстрировали два банка – БТА и Сбербанк России. Рейтинг первого вырос за счет репутационного блока «Маркетинг», а второго – благодаря «бизнесу» и «внешним коммуникациям».
В группе банков, контролируемых западными акционерами, по-прежнему лидирует Райффайзен Банк Аваль. Наибольший показатель у банка – в репутационном блоке «Продукт». На второе место в данной группе поднялся УкрСиббанк, потеснивший Укрсоцбанк, который занял третью строчку рейтинга. Единственный банк, показавший положительную динамику рейтинга в данной группе – Ситибанк. Его рейтинг вырос по всем репутационным блокам. А наименьшее падение продемонстрировали Credit Agricole и OTP Bank.
Среди банков с украинскими акционерами неизменным лидером остается Приватбанк. Второе и третье места заняли Укрэксимбанк и ПУМБ, соответственно. Все три банка получили высокую оценку по репутационному блоку «Бизнес». Единственным банком, показавшим положительную динамику суммарного рейтинга, стал Родовид Банк, а наименьшее падение рейтинга продемонстрировал Надра Банк. Оба банка выросли также за счет блока «Бизнес».
Все банки, занимающие высокие позиции в репутационном рейтинге, были активно представлены в СМИ в течение 2 кв. 2012 г. Специфика их медиамоделей состояла в том, что центром медиаактивности являлся продукт, а внимание к описанию в сми инвестционных планов и бизнес-стратегий – падало. Такие имиджевые акценты, сделанные банками в публичной сфере, также стали одной из причин, обусловивших падение репутационных оценок банков со стороны инвестиционных аналитиков. Во всяком случае, именно такие информационные приоритеты банков создали фундамент для утверждения аналитиками ИГ «Альтера Финанс» (инвестиционный консультант исследования) об отсутствии в Украине банков, выстраивавших в течение анализируемого периода коммуникации с внешним миром как в полной мере публичные компании.
Информация о проекте:
Goodwill-фактор – единственный в Украине публичный проект, делающий акцент на важности недооцененной репутационной составляющей бизнеса украинских банков. В рамках этого проекта ежеквартально, начиная с 2010 г., проводится исследование, демонстрирующее взаимосвязи между имиджевыми моделями банков и репутационными характеристиками банков со стороны экспертов, представляющих инвестиционный рынок Украины. В рамках проекта аналитики инвестиционных компаний ежеквартально оценивают репутацию крупных и крупнейших банков в разрезе пяти факторов – «маркетинг», «продукт», «бизнес», «внешние коммуникации», «внутренние коммуникации». Все исследуемые банки разделены на три группы – с украинскими, западными и евразийскими акционерами.